Поиск по этому блогу

вторник, 8 октября 2013 г.

Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор


ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И МИР ПРОФЕССИЙ 

Если общество как форма организации людей является продолжением эволюции, то задачи общества проистекают ровно из тех же задач сохранения и развития жизни. Развитие жизни также имеет ровно одно направление – повышение вероятности ее сохранения. Общество, развивающееся в любую другую сторону в длительном периоде нежизнеспособно по самому определению жизнеспособности.
Для выполнения своей функции общество должно выполнять две задачи: создавать наилучшую среду для выживания элементов (человека) и повышать вероятность выживания самого общества (множества людей).
Общество состоит из людей и связей между ними. Выживание человека полностью описывается набором его потребностей, значит, первая потребность общества – наиболее полное удовлетворение индивидуальных потребностей человека. Многие считают общество делом рук человека, его «инструментом», и поэтому на этом список целей существования общества завершают. Но общество, хотя состоит из людей и представляет собой структуру связей, слагающихся из действий людей, превосходит просто набор отдельных людей. Как безжалостные законы естественного отбора привели к тому, что выживает только тот, кто лучше умеет выживать, так и в отношении различных форм общественной организации отбор оставил только те, которые выработали механизмы для собственного выживания.
Что бы удовлетворять потребности общества, нужны люди владеющие разными навыками.
В 17 в на Руси было всего 200 разных профессий. Теперь только в промышленности и строительстве насчитывается 3 тыс. А ведь это не считая сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания. Специалисты утверждают, что сейчас в мире существует более 40 тыс. различных профессий и специальностей.И совсем не просто разобраться в этом многообразии, взвесить свои возможности, сделать правильный выбор. Мир профессий не является чем-то застывшим. Он изменчив. Творческая мысль людей не дает ему «окаменеть». Одни профессии отмирают, другие появляются, объединяются, разделяются. Название профессий может сохраняться старым, а содержание труда  сильно изменяется. Изменяется настолько, что человек практически несколько раз как бы меняет профессию. Мир профессий многообразен. И здесь каждый должен быть сам разведчиком.
         Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда. Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготавливать одежду, строить жилище, защищаться от врагов.
         По мере того, как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда. Первое крупное разделение труда связано с тем, что одни люди стали заниматься преимущественно скотоводством, другие – земледелием. Скотоводство и земледелие не могли обойтись друг без друга.
   Затем выделились различные ремесла, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность. Это второе крупное разделение труда. Оно также было связано с обменом продуктами труда между ремесленниками, скотоводами и земледельцами.
         Постепенно обмен разнообразными продуктами становится все более сложным, а объем его увеличился настолько, что произошло третье общественное разделение труда: выделились специалисты по обмену – торговцы, купцы.
         Развитие человеческого общества сопровождалось также отделением производства духовным ценностей (научных, художественных от материальных).
         В современном обществе существует, как мы уже сказали раньше, более 40 тысяч родов деятельности.
         Каждый из них со всей системой его требований к человеку можно назвать профессией.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА.
     Современное общество, производство, рынки товаров, услуг и труда отличаются высокой степенью динамизма, неопределенности, быстрыми темпами перемен. Динамизм и неопределенность становятся характеристиками всех сторон нашей жизни, проявляются на всех уровнях – глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Эти принципиально новые условия выдвигают иные требования к подготовке специалистов на всех уровнях профессионального образования. Данная тенденция четко обозначена в Концепции модернизации российского образования до 2010 г., в которой одна из ключевых идей – идея о необходимости формирования нового качества российского образования и в особенности среднего профессионального образования, которому "необходимо обеспечить опережающее развитие". Новое качество образования сегодня – это образование, отвечающее требованиям международных стандартов качества, удовлетворяющее запросы всех потребителей образовательных услуг – личности, общества, государства, производства.
Современный работодатель заинтересован в таком работнике, который:
·     умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы;
·     обладает критическим и творческим мышлением;
·     владеет богатым словарным запасом.
Кроме того, специалист, живущий и работающий в современном обществе, должен обладать определенными качествами личности, в частности:
·     гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
·     самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии;
·     четко осознавать, где и каким образом приобретенные им знания могут быть применены в окружающей действительности;
·     быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
·     грамотно работать с информацией;
·     быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходить из них;
·     самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
А теперь давайте посмотрим на конкуренцию на рынке труда с экономической точки зрения.
Основополагающие принципы рыночной экономики – состязательность, соперничество, конкуренция. В условиях стихийного развития рыночной экономики здоровая конкуренция – явление не частое. Поэтому и на рынке трудовых ресурсов можно выделить два наиболее часто встречающихся вида конкуренции: монопсонию и совершенную конкуренцию.

Монопсония на рынке труда. Монопсония на рынке труда означает наличие на нем единственного покупателя трудовых ресурсов. Единственный работодатель противостоит здесь многочисленным независимым наемным рабочим.

К основным признакам монопсонии следует отнести:
1) сосредоточение основной части (или даже всех) занятых в сфере определенного вида труда на одной фирме;
2) полное отсутствие мобильности работников, не имеющих реальной возможности сменить работодателя при продаже своего труда;
3) установление монопсонистом контроля за ценой труда в интересах максимизации прибыли.
Монопсония на рынке труда выражается также в том, что для фирмы-монопсониста предельные издержки, связанные с оплатой трудовых ресурсов, растут быстрее ставки заработной платы.
Совершенная конкуренция на рынке трудовых ресурсов. Совершенная конкуренция на рынке трудовых ресурсов предполагает наличие четырех главных признаков:
1) предъявление спроса на определенный вид труда (т. е. на работников конкретной квалификации и профессии) достаточно большим количеством конкурирующих между собой фирм;
2) предложение своего труда всеми работниками одной и той же квалификации и профессии (т. е. входящими в состав некоторой неконкурирующей группы) независимо друг от друга;
3) отсутствие какого-либо одного объединения со стороны как покупателей трудовых услуг (монопсония), так и их продавцов (монополия);
4) объективная невозможность агентов спроса (фирм) и агентов предложения (работников) устанавливать контроль за рыночной ценой труда, т. е. принудительно диктовать уровень заработной платы.
Совершенная конкуренция на рынке труда России. На российском рынке труда, претерпевающем пока процесс сложного становления, есть некоторые сегменты, в рамках которых преобладают черты совершенной конкуренции. С известной долей условности к ним сегодня можно отнести рынки продавцов, строителей, шоферов, уборщиков, рабочих-ремонтников разного профиля, специализирующихся на ремонте жилья, офисов, бытовой техники, мебели и обуви, подсобных рабочих. Спрос здесь представлен множеством мелких и мельчайших фирм, а предложение – неорганизованной массой рабочих, владеющих этими сравнительно простыми профессиями.

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИЙ
Прежде всего, давай разделим причины, побуждающие выбрать ту или иную профессию, на внешние и внутренние. Внешние причины связаны с влиянием окружающей среды: мнением родителей, друзей, сверстников, желанием добиться внешнего успеха или страхом осуждения. За внутренние причины отвечаешь ты сам – их определяют твои способности, склонности, привычки и характер, и только они.
Лидер списка мотивов - престиж профессии. Мотив, в принципе, неплохой, однако в нем самом кроется ловушка. В наши времена в фаворе разного рода экономические и юридические специальности. Однако уже сейчас на рынке труда начинает ощущаться переизбыток тех же бухгалтеров, особенно не имеющих высшего образования. И что будет со спросом на юристов и экономистов в будущем – можно только предполагать. Вывод прост: при выборе профессии ее престиж не должен застить глаза; о нем нужно помнить, но опираться на него одного – вряд ли разумно.
Почетное второе место при выборе профессии занимает высокий заработок: кем бы ни работать, лишь бы хорошо получать. И идут едва окончившие школу девчонки танцовщицами в стрип-бары, а мальчишки едут на север разнорабочими.
В норме рост заработной платы напрямую зависит от роста квалификации. Профессии же, где планка заработной платы поднята изначально высоко, как правило, роста квалификации не предусматривают. Лет через пять доходы официантки и начинающего банковского служащего сравняются, пройдет еще несколько лет – и доход банковского служащего оставит заработок официантки далеко позади. 
Интерес к содержанию самой профессии, то есть внутренняя причина ее выбора, находится лишь на третьем месте, а жаль. Тот, для кого работа будет в радость, становится просто любимым делом, и работать будет более продуктивно и постоянно самосовершенствоваться. И как неразрывно связанное с его успешной работой, последует продвижение по службе и уважительное отношение со стороны коллег. Так, до фанатизма увлеченный программированием паренек становится, в конце концов, изобретателем собственного языка программирования и владельцем предприятия по разработке программного обеспечения. Ему остается жалеть лишь о том, что обязанности руководителя практически не оставляют времени на то, чтобы целиком отдаться любимому делу 
Условия труда тоже играют свою роль в выборе той или иной профессии. Впрочем, переменив место работы, иногда можно существенно изменить и условия труда, - некоторые профессии это позволяют. Например, геолог в полевой партии (палатки, тайга, постоянные командировки) и геолог на должности инженера-геолога на нефтедобывающем предприятии (город, офис, никаких командировок) – выпускники одного и того же геологического факультета.
Еще одна причина – доступность обучения. Одно дело – получать высшее образование в родном городе, где живешь, другое – ездить за тридевять земель. А если живешь в маленьком городке, где всех учебных заведений – одно ПТУ, переименованное в колледж? Нетрудно понять, что, ставя во главу угла доступность обучения, ты существенно ограничиваешь список профессий. К сожалению, если говорить о доступности обучения в тех случаях, когда на бесплатной основе в ВУЗ поступить не удалось, то большое значение имеет высота оплаты за учебу. Конечно, и тут можно найти выход: взять кредит в банке, подрабатывать по вечерам, пойти на заочное отделение, где плата ниже, - но все-таки получить желанную специальность.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Судя по тому, что вы оказались в социально-гуманитарном классе, можно предположить, что область ваших предпочтений в определенной степени очерчена, осталось не ошибиться в выборе конкретной профессии, а круг их широк. Перед вами обширный список: это библиотекарь и журналист, социолог и редактор, учитель гуманитарных дисциплин в средней школе и преподаватель гуманитарных дисциплин в вузах, философ, прокурор, искусствовед, театровед, учитель начальной школы, воспитатель детского сада, адвокат, следователь, лингвист, политолог, литературовед, психолог, экскурсовод, архивариус, переводчик, археолог, ученый-исследователь в различных отраслях гуманитарного знания, имиджмейкер и многие другие. При всем разнообразии профессий социально-гуманитарной направленности они обладают некоторыми общими характеристиками.
      Начнем со слов, определяющих этот круг профессий, — социальные и гуманитарные. Вы знаете, что они оба ведут свою родословную от латинских слов socialis и humanus, означающих, соответственно, «общественный» и «человеческий, человечный».
      Из этого следует, что социально-гуманитарные знания — это знания о человеке и общественных отношениях, о том, что окружает человека, что так или иначе оказывает прямое или опосредованное влияние на развитие как человека, так и общества.
      Профессиональная деятельность в этой области выходит на межличностные отношения, в ее основе лежит взаимодействие с людьми. Или, как говорят ученые, социально-гуманитарные профессии связаны с деятельностью в системе «человек — человек».
      Отсюда понятно, что необходимым для профессионала в этой сфере являются умения, позволяющие общаться с людьми, устанавливать с ними различные по характеру и длительности контакты. Овладение искусством общения, которое во многом определяет профессиональную успешность, требует знаний о том, как выстроить диалог, как расположить к себе собеседника или аудиторию, как вызвать на откровенность замкнутого и, не задев самолюбия, не обидев, остановить излишне разговорчивого, как направить беседу в нужное русло и т. д. Вместе с тем данные знания вряд ли помогут в профессиональной деятельности, если одновременно с ними человек не приобрел соответствующих личностных качеств, к примеру таких, как уважение к чужому мнению, признание права другого человека на свою точку зрения, на свою позицию и ошибку, деликатность, искренность, естественность, гибкость и, разумеется, толерантность.
      К числу важных профессиональных качеств гуманитария относится и эмпатия, т. е. умение поставить себя на место другого и почувствовать, что ощущает собеседник или целая группа людей, например экскурсионная, студенты в аудитории или зрители в театральном зале. От умения проникать в настроение тех, на кого направлено социальное действие, во многом зависит успешность лектора, артиста, учителя, журналиста.
      Еще одной важной чертой профессий этого круга является то, что они несут в себе элементы творчества, предполагают способность к импровизации, готовность обнаруживать в привычном новые стороны, умение показать всем хорошо знакомый предмет, явление с неожиданной стороны. Без этого нового ви́дения невозможно сделать открытие, написать статью, монографию, учебник, повесть, роман, провести урок, прочитать лекцию, сыграть роль...
      Как никто другой, гуманитарий должен знать, что окружающий мир неоднозначен и многообразен, что каждая человеческая личность уникальна и самобытна и имеет право на то, чтобы быть самой собой, непохожей на других, право на собственную судьбу и свое миропонимание. В школьном учебнике невозможно рассказать обо всех умениях и личных качествах, необходимых для профессионалов в социально-гуманитарной области, тем более что каждая профессия, и даже специальность, требует дополнительно своих, специфических умений и личностных качеств. Однако еще одну общую черту назвать надо — это постоянная учеба, которая не заканчивается никогда. Более того, область гуманитарных профессий требует хороших знаний из смежных областей. Например, вряд ли можно стать высококлассным социологом без знания психологии, философии, политологии, и, наоборот, политологу необходимы знания социологии и, разумеется, психологии и философии.
      Очень важны для будущего профессионала-гуманитария знания психологии, политологии, социологии, которые дает обществоведение, поскольку в своей совокупности они раскрывают многогранный мир человека и общества людей. Без овладения совокупными знаниями ряда социально-гуманитарных дисциплин невозможно стать профессионалом в этой области.
      Поскольку обо всех гуманитарных профессиях рассказать невозможно, остановимся на тех, которые основываются на знаниях, раскрываемых в профильном курсе обществоведения.

ПРОФЕССИЯ ПОЛИТОЛОГ
Политолог занимается исследованиями и аналитикой общественно-политической обстановки (системы, исторических особенностей, законодательства, федеративного устройства, политкультуры и т.д.) как локально (регион, страна), так и на внешнем международном уровне. Наиболее часто подобные исследования проводятся в отчетных целях органами госуправления и информационно-аналитических — средствами массовой информации.
Политолог. Виды деятельности:
  • сбор статистической информации;
  • проверка и обработка полученных сведений;
  • проведение исследований;
  • составление схем, таблиц, отчетов, написание аналитических статей;
  • предоставление комментариев

Места работы:
  • общественные организации (институты, аналитические центры и т.д.);
  • информационные агентства;
  • средства массовой информации;
  • органы государственного и муниципального управления 

Профессиональные навыки:
  • знание основ правоведения, истории как России, так и зарубежных стран (разные эпохи);
  • постоянное слежение за событиями в отечественной и мировой политической жизни;
  • умение структурировать свои мысли и облекать их в грамотную текстовую форму;
  • наличие профильного политологического образования (желательно);
  • опыт работы


ПРОФЕССИЯ СОЦИОЛОГ
В широком смысле слова социолог — специалист, изучающий общество в целом и законы его развития. На практике социологи занимаются анализом функционирования социальных институтов, изучаются взаимодействие между общностями.
Специалисты в области социологии делятся на два типа: ученые-социолог и прикладные социологи. Ученые изучают общественную жизнь с помощью различных методов исследования. Результатом их труда становится теоретическое обоснование тех или иных общественных явлений. Прикладные социологи чаще всего занимаются практическими исследованиями жизни общества. Проводят опросы населения по тем или иным вопросам, исследуют мнение электората, занимаются статическими подсчетами.
Социолог. Виды деятельности: 
  • планирование этапов исследовательской деятельности;
  • выбор оптимального метода исследования;
  • сбор результатов, их обработка, составление инфографики, документации, отчетов;
  • формирование экспертного мнения

Места работы:
  • центры изучения общественного мнения;
  • организации государственного и муниципального управления;
  • рейтинговые агентства;
  • маркетинговые и рекламные агентства;
  • консалтинговые компании;

Профессиональные навыки:
  • знание основ социологии и смежных наук (статистика, политология, история, экономика);
  • умение применять те или иные методы исследования на практике


ПРОФЕССИЯ ПСИХОЛОГ
 Психолог — специалист с профильным образованием, оказывающий психологическую помощь пациентам. Также в задачи психолога входят прикладные и научные исследования в области психологии.
Психологи делятся на несколько категорий: психологи-консультанты, психологи-педагоги, клинические психологи.
Психолог-консультант — специалист широкого профиля, в его задачу входит оказание психологический помощи пациентам. Проводить консультации в образовательных учреждениях могу только психологи-педагоги; в их задачу входит как оказание психологической помощи учащимся, так и консультирование преподавателей по вопросам работы с учениками. Клинический психолог имеет специальную подготовку в области диагностики и лечения психических заболеваний. Как правило, этот специалист работает в медицинских учреждениях.
Психолог. Виды деятельности:
  • прием и консультация клиентов;
  • выявление психологической проблемы;
  • проведение определенного комплекса упражнений (занятий) с помощью различных профессиональных методик;
  • анализ среды, в которую погружен объект психологического консультирования

Места работы:
  • специализированные государственные и частные медицинские учреждения;
  • образовательные и воспитательные учреждения;
  • центры психологической помощи;
  • службы по подбору персонала, кадровые агентства;
  • сфера научно-исследовательской деятельности

Профессиональные навыки:
  • профильное образование (высшее профессиональное или курсы профессиональной переподготовки);
  • знание и умение использовать на практике различные психологические методики и способы терапии

ПРОФЕССИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Педагог занимается воспитанием и образованием детей и подростков. В России педагоги работают с детьми дошкольного возраста в детских садах и яслях, с подростками — в школе. Все представители этой профессии имеют педагогическое образование. Основываясь на знании возрастной психологии и физического развития детей, педагоги подбирают методики для обучения, проводят занятия, следят за микроклиматом в детском и подростковом коллективах. Педагоги в школе — это учителя, которые в рамках педагогического образования изучали определенную специальность. В их профессиональные обязанности, помимо воспитания и общего развития, входит обучение школьников по дисциплинам. Нагрузка и норма знаний, обязательных для усвоения школьниками, определяется утвержденными министерством образования учебными программами.
Педагог. Виды деятельности:
  • воспитание и развитие детей в детских садах, школах-интернатах, домах инвалидов
  • работа с детьми в кружках, секциях, детских клубах, домах творчества
  • организация досуга детей в пионерских лагерях, санаториях
  • обучение детей в школе

Места работы:
  • дошкольные и средние образовательные учреждения
  • детские клубы, дома творчества, центры образования
  • школы-интернаты, детские дома, дома инвалидов для детей
  • пионерские лагеря, санатории, туристические круизы, отели для отдыхающих

Профессиональные навыки:
  • знание особенностей возрастного развития детей и подростков
  • знание педагогических методов и приемов воздействия на группу
  • знание обучающих методик
  • разработка урока, программы занятий
  • умение составлять учебно-методический план на определенный период
  • умение оценить способности ребенка, помочь их развитию
ПРОФЕССИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

Профессиональная деятельность социального психолога обширна и многозадачна. С одной стороны он выполняет функцию психолога, работающего с детьми, имеющими психические, умственные и серьезные психологические нарушения в развитии. На его плечи также возложены обязанности консультировать родителей, воспитывающих таких детей, их учителей, одноклассников. С другой стороны социальный педагог должен следить за соблюдением прав ребенка, как в семье, так и вне семьи(в школах, детских садах и др.) То есть — разрешать проблемные ситуации, когда права несовершеннолетних каким-либо образом нарушаются. Кроме того, социальный педагог имеет право инициировать возбуждение судебных дел по лишению недобросовестных и неблагополучных родителей родительских прав.
Социальный педагог. Виды деятельности: 
  • работа с родителями и воспитателями(педагогами) по просвещению в вопросах, связанных с существующими и возможными проблемами детей;
  • проведение воспитательных бесед и мероприятий с детьми разных возрастов, разного уровня умственного и физического развития, социального положения;
  • предложение рекомендательных мер по семейному и социальному воспитанию подрастающего поколения;
  • формирование мотивации, социально грамотного мировоззрения у родителей детей в проблемных, малообеспеченных, неполных семьях;
  • защита прав и интересов детей, в том числе в судебном порядке;
  • подготовка исследований и отчетов о результатах собственной деятельности

Места работы:
  • соответствующие подразделения организаций по социальной защите населения;
  • детские сады;
  • школы;
  • детские прюты, детские дома

Профессиональные навыки:
  • знание психологии, в особенности — детской, социальной и психологии личности;
  • компетенция в правовых и законодательных вопросах, напрямую касающихся детско-родительских отношений, проблем;
  • несовершеннолетних, их прав, обязанностей и ответственности в случае совершения преступлений;
  • умение вести документооборот
Мною был сделан проект на тему "Быт в профессиях социально-гуманитарного профиля". Смысл проекта заключался в том, что нужно было взять интервью у представителя данной профессии и расспросить его о работе в данной сфере.

1 комментарий:

  1. Артём, если при встраивании презентации Вы будете выбирать маленький размер, то она очень красиво встроится в размер страницы.

    ОтветитьУдалить