Поиск по этому блогу

вторник, 10 сентября 2013 г.

Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях

Человек издавна задумывался о себе самом, своем месте в окружающем мире, об отношениях с окружающими людьми, о происхождении и характере высшей власти, направляющей развитие коллектива, сообщества, государства. Картина мира  место человека в нем отразились в ранних мифах народов мира. Новым этапом осмысления сущего и обоснования должного стали философские учения такие, как : буддизм, конфуцианство, даосизм и многие другие.
Обратившись к представлениям людей далекого прошлого о мире и самих себе, мы сможем глубже понять истоки и направленность эволюции этих взглядов, особенности мировосприятия современного человека.

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА
Миф (от древнегреческого μῦθος) - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. В мифах события рассматриваются во временной последовательности, однако в мифах конкретное время события не имеет никакого значения, важна только отправная точка для начала повествования. 
Мифы очень долго служили в качестве важнейшего источника исторических сведений, составляя большую часть некоторых исторических трудов античности (например, Геродота и Тита Ливия). Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь превращаясь в мифологическое сознание.
Всякий человек, живущий в мифе, относится к миру как к единому целому. Такова основная черта, отличающая сознание мифологическое от нашего, обыденного и прагматичного. Вне мира не существует ничего. Следовательно, и человек не существует вне мира. Однако мир человека — не только всё окружающее, это ещё и род, и земля, где он рождён. Человек вне рода — не человек. Он даже не животное, ибо всякое животное тоже существует внутри своего рода. Человек, не способный перечислить своих предков до четвёртого колена, достоин осмеяния. Человек, не гордящийся своими славными предками, не достоин доброго слова. Род человека неотделим от мира. Род человека — это и славные предки тоже, но главное — это родовая удача, это все те, кто стоят за спиной героя и поддержат его в трудное время. Поэтому любой человек Мифа, отвечая на вопрос “Как тебя зовут?”, скажет: “Люди зовут меня таким-то из рода таких-то, из земли такой- то”. Мир действует на человека не только непосредственно, через физические воздействия типа зимних морозов или летней жары. Воздействие мира мифа существенно шире, поскольку всякое проявление внешнего мира содержит, кроме видимых явлений (ворон уселся на ветку священного дуба, собака лает на пустое место) ещё и некий тайный смысл. Отсюда следует твёрдая убеждённость человека мифа в том, что по полёту птиц можно предсказать будущее, что уроненное с пиршественного стола подбирать никак нельзя и так далее.Так же мифологическому сознанию древних народов было присуще восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических. 
Архаические мифы ушли в прошлое вместе с породившей их эпохой, философия, религия, а затем  наука создали новые картины мира. Однако элементы мифологического мышления остаются в массовом сознании до сих пор.

Сотворение мира по представлению древних египтян
ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КАК СПАСТИСЬ ОТ СТРАДАНИЙ МИРА
Древнейшие из индийских мифов отражают культуры арийских племен, которые мигрировали из Центральной Азии во II тысячелетии до н.э. Их мифы были записаны как священные тексты, известные под названием "Веды", где рассказывается о богах, управлявших миром природы и способных влиять на жизнь людей.
Более понятной и вместе с тем более философской является другая группа текстов- Упанишады. Упанишады-древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед и относятся к священным писаниям индуизма. В них в основном обсуждается философия, медитация и природа Бога. Считается, что в Упанишадах изложена основная суть Вед — поэтому их также называют «веданта» (конец, завершение Вед) и они являются основой ведантического индуизма. В Упанишадах главным образом описывается безличный аспект Абсолютной Истины. Впервые в этих текстах появляется идея реинкарнации. Так же в этих писаниях впервые упоминается "карма", которая стала ключевым словом в индийской философии. 
Так же еще одним учением является йога. Йо́га — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологичекими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.  
Примерно в V в. до н.э. в Индии возникла новая философия- буддизм. Будди́зм— религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее  в Древней Индии. Основателем  учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Сами последователи этого учения называли его словом «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учением Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке. Основы учения таковы, что после нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл к выводу, что причиной страдания людей являются их собственные действия, и прекратить страдания, достичь нирваны (понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме. Существует множество определений понятия «нирвана», но обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий),можно практикой самоограничения и медитацией(род психических упражнений, употребляемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений).
Таким образом, центральным мотивом древнеиндийской философии было преодоление человеком дисгармонии и несовершенств путем ухода от нее в свой внутренний мир, в котором нет страстей и желаний.

Статуя Будды
                                                   

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КАК СТАТЬ "ЧЕЛОВЕКОМ ДЛЯ ОБЩЕСТВА"

Самое древнейшее из китайских философских учений - это даосизм. Даоси́зм  — учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Обыкновенно различаются даосизм как определенный стиль философской критики (дао цзя) и даосизм как совокупность  духовных практик (дао цзяо), но это деление достаточно условно. Под дао цзя подразумевают преимущественно доциньский даосизм, связываемый с текстами, авторство которых приписывается Лао-цзы и Чжуан-цзы. В центре данного учения стояла природа и гармония человека с ней.
Но в период Чуньцю  (722 до н. э. — 481 до н. э.) появляется новое учение- конфуцианствоКонфуциа́нство— этико-философское учение, разработанное Конфуцием (551—479 до н. э.) и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия.

В Китае это учение известно под названием или 儒家 (то есть «школа учёных», «школа учёных книжников» или «школа образованных людей»); «конфуцианство» — это западный термин, который не имеет эквивалента в китайском языке. Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в период Чуньцю (722 до н. э. — 481 до н. э.) — время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. В эпоху династии Хань конфуцианство стало официальной государственной идеологией, конфуцианство нормы и ценности стали общепризнанными. Постепенно конфуцианство утвердилось в Китае как государственная идеология. И сегодня оно играет важную роль в китайской культуре.
Подводя итог рассмотрению философских учений Древних Индии и Китая, подчеркнем, что в целом в древневосточной философии еще не было представлений о человеке как личности. Высшей ценностью считался не человек, а некий безличный абсолют.
Статуя Конфуция в Пекине
                                                                                                     
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: РАЦИОНАЛЬНЫЕ НАЧАЛА ПОСТИЖЕНИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА.
Древние греки создали очень яркую и впечатляющую мифологию. Они же первыми перешли к новому способу рассмотрения мира и породили то, что можно назвать философией в собственном смысле слова. Древнегреческая философия оставила ярчайший след в истории философской мысли. Взгляды многих ее представителей заслуживают обстоятельного рассмотрения. Рассмотрим взгляды на общество и государство крупнейших мыслителей- Платона и Аристотеля.
Платон (427-347 гг. до н.э.) размышлял над образом совершенного города-государства. Власть в таком государстве должна принадлежать немногим людям, обладающим знанием идей и уже поэтому являющимся добродетельными. Их Платон именует философами. К отбору лучших должна была привести предлагаемая Платоном система образования. Между 10 и 20 годами все дети получают одинаковое образование. Важнейшими предметами на этом этапе являются гимнастка, музыка и религия. В возрасте 20 лет происходит отбор лучших, которые продолжают обучение, уделяя уже особое внимание математике. После 10 лет обучения-новый отбой. "Лучшие среди лучших" еще 5 лет изучают философию, а затем 15 лет активно участвуют в жизни общества, приобретая навыки управления. После этого столь тщательно отобранная и хорошо отобранная элита берет управление государством в свои руки.
В представлениях Платона единичное должно быть полностью подчинено всеобщему: не государство существует ради человека, а человек живет для процветания государства.
Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) стал величайшим ученым и философом древности. Развивая идеи Платона, Аристотель наряду с государством выделил еще две разновидности сообщества- семью и поселение. Аристотель не отрицал частную собственность и считал что средние слои общества есть основа и опора государства. 
К основным задачам государства философ относил недопущение чрезмерного роста политической власти отдельных личностей, предотвращение излишнего накопления гражданами имущества.
В целом же древнегреческие мыслители отстаивали идею первенства интересов государства перед запросами личности.
Бюст Аристотеля

Материал для конспекта: учебник "Обществознание 10" Л.Н. Боголюбов; Филип Уилкинсон "Мифы и Легенды. Большая иллюстрированная энциклопедия"; Кобзев А. И. "Философия китайского неоконфуцианства"; Вэнь Цзянь, Горобец Л. А. "Даосизм в современном Китае"; Альбедиль М. Ф. "Буддизм"; Материалы из Википедии-свободной энциклопедии; статья aquavitae.narod.ru/irelandbiblia/miph.html .

Комментариев нет:

Отправить комментарий