ВЕЛИКАЯ ТАЙНА- ЧЕЛОВЕК
Философские споры о природе человека имеют многовековую
историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной),
а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее
членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями
(абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное
создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.
Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим
млекопитающим и образует особый вид — Homo sapiens. Как любой биологический
вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков,
каждый из которых может изменяться у различных представителей вида в довольно
больших пределах. На подобное изменение могут влиять как природные, так и
социальные процессы. Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет
устойчивые вариации (разновидности), которые, когда речь идет о человеке,
обозначаются чаще всего понятием расы. Расовая дифференциация людей
предопределена тем, что их группы, населяющие различные районы планеты,
адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания и у них появились
специфические анатомические, физиологические и биологические признаки. Но,
относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы
обладает такими свойственными этому виду биологическими параметрами, которые
позволяют ему с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности всего
человеческого общества.
НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
В ряду проблем, рассматриваемых в учениях о бытии
(онтология), познании (гносеология), проблема человека, и в частности, его
происхождение, сущность, место, занимаемое им в природе, и его роль в
общественной жизни является одной из фундаментальных философских тем. С момента
возникновения философии и до настоящего времени человек находился в центре ее
внимания, а к сегодняшнему дню возникли и другие научные дисциплины
(психология, физиология, медицина, педагогика), ставящие основной целью
изучение различных сторон деятельности человека.
К сожалению, несмотря на имеющиеся достижения в области
изучения человека, приходится признать, что его происхождение, впрочем, как и
возникновение жизни на Земле, все еще остаются тайнами, недоступными
современной науке. По существу, отсутствует сколько-нибудь убедительная теория,
подкрепленная неопровержимыми фактами и аргументами, способная объяснять
предисторию становления человечества. Имеющиеся представления о человеке в
основном базируются на гипотезах и предположениях. Однако удивляться этому не стоит,
если принять во внимание, что современные научные представления о мире, в том
числе о человеке, начали формироваться всего-навсего 300–400 лет тому назад, а
это всего лишь миг в многовековой истории человечества. Но даже с учетом
приведенных соображений философское объяснение природы человеке обладает
достаточной убедительностью на общетеоретическом уровне и верно определяет
направление, по которому надо идти.
Первые идеи о человеке начинают высказываться задолго, до
того, как появилась философия. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас мифы и
первобытные религиозные представления.
Мыслители античности – в Древней Индии, Китае, Греции
рассматривали человека недифференцированно, как часть космоса, выступавшую как
некий единый вневременной «строй», «порядок» природы и включающий в себя все
основные первоначала мира – воду, воздух, огонь, землю, эфир. Затем структурно
человек рассматривается как состоящий из души и тела, которые представляют или
две разнородные сущности, что продемонстрировано в учении Платона, или же, как
это показано Аристотелем, две составляющие одной реальности.
Традиционно считается, что первым создателем учения о
человеке, речь идет о древнегреческой философии, что ни в коем случае не
умаляет вклада древнеиндейских и древнекитайских мудрецов в эту проблему,
является Сократ (ок. 470–399 до н. э.). Хотя его предшественники и
современники, например, софисты уделяли этой проблеме значительное внимание,
Сократ был первым из античных мудрецов, кто, по словам Цицерона, опустил
философию с небес космической проблематики на землю, в города и жилища людей,
заставив граждан думать, размышлять в первую очередь о своей жизни, царящих
нравах, добре и зле. Сократ обращает основное внимание на внутреннюю жизнь
человека, сосредоточившись на человеке познающем. Высший уровень деятельности,
которой должен заниматься мудрец – это, по мнению Сократа, изучение человека,
то есть знание, какое человек может иметь по поводу человека же. Если его
предшественники, в частности, натурфилософы, заявляет Сократ, пытались найти
решение проблемы. Что такое природа и последняя реальность вещей, то его
волнует вопрос: что есть сущность человека, в чем природа и последняя
реальность человека? И хотя он суживает понятие человека до уровня
нравственности, учения о душе, считая, что «человек – это душа», а «душа – это
человек», можно с полным на то основанием утверждать, что сократовские идеи
оказали мощное влияние на дальнейшее изучение сущности человека.[35]
На более высоком уровне природа человека рассматривается в
трудах таких античных мыслителей, как Платон (427–347 до н. э.) и Аристотель
(384–322 до н. э.). Высказанные ими идеи о сущности человека легли, с учетом,
разумеется, времени, в основу последующих представлений о человеке.
Учение Платона о человеке базируется на двух постулатах.
Первый исходит из его общефилософской концепции, в соответствии с которой
человек должен не создавать, а только воплощать уже имеющиеся в мире идеи.
Человек свободен только в выборе уже наличных идей. По Платону, «человек должен
постигать общие понятия, складывающиеся из многих чувственных восприятий, но
сводимые разумом воедино. А это есть припоминание того, что некогда видела наша
душа, когда она сопутствовала богу, свысока смотрела на то, что мы теперь
называем бытием, и, поднявшись, заглядывала в подлинное бытие. Только человек,
правильно пользующийся такими воспоминаниями, всегда посвященный в совершенные
таинства, становится подлинно совершенным».[36]
Во-вторых, согласно Платону, сущностью человека является
только душа, а его тело выступает лишь как более низкая и враждебная душе
материя. В действительности, человек как бы разделяется на две неравноправные
части, из которых высшей выступает идея, а низшей тело.
В противоположность Платону, Аристотель рассматривает
человека как единство его души и тела, тесно взаимосвязанных друг с другом. И
хотя тело должно находится в подчинении у души, как наиболее возвышенной части,
тем не менее они не могут существовать изолированно. Аристотель высказывает ряд
плодотворных идей, которые были востребованы, осознаны только спустя несколько
столетий. Так, он рассматривает человека, хотя и не всегда последовательно, как
продукт естественного развития. Принципиальное отличие человека от животных
заключается в том, что он «по природе своей – существо политическое», так как
природа вселила во всех людей стремление к государственному общению, благодаря
чему, собственно, и возникло государство.
Второе отличительное свойство человека заключается в том,
что он одарен речью, языком, благодаря чему он способен к чувственному
восприятию и выражению таких понятий, как добро и зло, справедливость и
несправедливость. Касаясь происхождения человека и государства и их
взаимоотношения, Аристотель считает, что во всех случаях государство должно
стоять впереди индивида, так как целое всегда должно предшествовать своей
части. Если характеризовать взгляды Аристотеля на человека в целом, то можно
сказать, что он впервые отмечает значение социальных факторов при определении
сущности человека.
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Биологическое и социальное в человеке слиты воедино. Как
биологическое существо человек принадлежит к высшим млекопитающим.
Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии. Как
биологический вид человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костной и
другими системами. Уступая животным в развитии отдельных органов, во многих
природных качествах, человек превосходит их по своим потенциальным
возможностям. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает
возмож-ность приспосабливаться к различным условиям существования.
Биологическое у человека не существует в чистом виде, оно социально
обусловлено, что проявляется, например, в измене-ниях уровня рождаемости,
детской смертности и т.д.
Человек как социальное существо неразрывно связан с
обществом. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения,
в общение с другими людьми. Индивид, в силу каких-либо причин оторванный с
рождения от общества, остается животным. Человек не только продукт
общественно-исторического развития, но и его субъект, своей деятельностью
изменяющий окружающую среду. Социальная сущность человека проявляется через
такие полезные свойства как способность и готовность к общественно-полезному
труду, сознание и разум, свобода и ответственность и т.д.
ЧЕЛОВЕК-КАК БИОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Как уже отмечалось, человек представляет собой сложную,
многоуровневую систему. Здесь взаимосвязаны биологическое, социальное и
духовное начала, сознание и сфера подсознательного. Сочетание природного и
социального уровней (элементов) системы «человек» является устойчивой
составляющей и в других понятиях, характеризующих человека: «индивид»,
«личность», «индивидуальность». Эти понятия однопорядковые, но их не следует
отождествлять.
В философии есть один из ключевых собирательных терминов —
«субъект». Он охватывает перечисленные выше понятия, поскольку характеризует
познавательную и практическую деятельность человека. Субъект — активно
действующий человек с его знаниями, опытом и способностью изменять предметную
обстановку своего бытия и самого себя (свои качества) в процессе общественно
значимой деятельности. «Субъектностъ» — важный аспект индивидуального бытия
человека, его связи с социальным бытием. Этот термин не следует смешивать с
понятием «человеческая субъективность», под которым понимают присущий человеку
мир мысли, воли, чувств.
В содержание понятия «субъект» входят все социально значимые
характеристики человека, и в первую очередь человека как творца истории.
Человеческие потребности, интересы, способности выступают в качестве движущей
силы общественно-исторической деятельности и в своей совокупности образуют
содержание человеческой природы. Иначе говоря, содержание понятия «субъект»
охватывает все социально значимые качества человека: разум, нравственность,
совесть, духовность и др.
Человек — это субъект общественно-исторической деятельности
и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной
речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.
К этому следует добавить, что человек — это сложно
организованное единство биологического и социального. Социальное не сводится к
биологическому, а биологическое не утрачивает своего значения в жизни вида Homo
sapiens. Человек в процессе своего развития, социализации, обретения сущностных
родовых качеств сохраняет особенности природного существа.
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общество представляет собой такую социокультурную
целостность, которая существует, функционирует и развивается через посредство
человека, его деятельности и взаимодействия.
Понятие «социальная деятельность» - одно из центральных
категорий социологии, раскрывающих сущность социального взаимодействия.
Социальная сущность человека формируется и развивается
благодаря человеческой деятельности. В самом общем виде деятельность
определяется как специфично человеческая форма активности, содержание которой
является целесообразное изменение и преобразование окружающего мира (Философский
энциклопедический словарь М. 1983 с. 151).
В чем заключается специфика деятельности? Специфика
социальной деятельности заключается в том, что она имеет: во-первых,
осознанный, целенаправленный характер. Его деятельность не запрограммирована как
у животных, чья деятельность носит инстинктивный характер. Человек не
приспосабливается к окружающей среде, а изменяет ее, исходя из собственных
целей.
Благодаря целеполаганию в своей жизни, человек имеет
собственную историю развития, выраженную в культуре. История - не что иное, как
деятельность преследующего свои цели человека. Человеческая деятельность
характеризуется сознательно поставленной целью.
Во-вторых, поскольку человеческая деятельность осознается
человеком, то она имеет идеальную форму отражения в сознании человека. После
того как цель поставлена, человек анализирует ситуацию, способы и средства
достижения этой цели, намечает последовательность своих будущих действий.
В-третьих, человеческая деятельность получила свое
завершение в результате, который следует отличать от цели. Идеальный вариант
деятельности человека, когда планируемые цели реализуются на практике, т. е.
как было задумано. Однако наши идеальные планы и цели - это все же предметы
деятельности нашего сознания. Они - идеальны. В жизни, в тех или иных условиях
их реализации, они связаны с конкретной физической активностью субъекта
(человека), его взаимодействия с объектом или предметом деятельности, выбором
средств. Результат деятельности не тождественен нашим целям.
В-четвертых, человек осуществляет свою деятельность через
посредство исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений с
другими людьми. Поэтому его деятельность носит не индивидуализированный, а
стандартизированный характер. В какой бы сфере жизнедеятельности общества
деятельность не осуществлялась, она всегда будет носить не индивидуальный, а
социальный характер. Правда, не всякая деятельность человека имеет социальный
характер. Действия человека приобретают характер социального тогда, когда оно
ориентировано на других людей, когда предполагает прямое и опосредованное
взаимодействие с другими людьми.
В целом социальная деятельность – это совокупность социально-значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, группа, личность) в различных средах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы.
В целом социальная деятельность – это совокупность социально-значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, группа, личность) в различных средах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы.
Материалы использованные для конспекта: учебник "Обществознание 10" Боголюбов Л.Н.
sociologik.ru/component/content/article/1-stati/25-chelovek
www.emgli.ru/publ/12-1-0-9
www.authorsteam.com/Presentation/SiteGC1-1689033/
www.e-reading.mobi/chapter.php/103872/67/Shevchuk_-_Filosofia_konspekt_lekciii.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий